По мнению исследователей ЮУрГУ, регуляция дофамина может быть использована для лечения тяжелых последствий травматического стресса. Об этом сообщает РИА Новости.

Для восстановления нормального функционирования нейроэндокринной системы после психологической травмы специалисты вузов России разрабатывают первую таргетную терапию. Международный журнал молекулярных наук опубликовал результаты исследования.

Интенсивная психологическая травма может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), болезненному психическому состоянию. ПТСР чаще всего выявляют у комбатантов и жертв насилия. По данным Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), некоторые люди испытывают такие симптомы, как воспоминания, ночные кошмары и повторяющиеся приступы тревоги почти сразу после травматического события, в то время как у других они могут возникнуть спустя месяцы или годы.

Науке и медицине еще предстоит найти постоянное решение сложных форм посттравматического стрессового расстройства. Как правило, медицинские работники используют антидепрессанты и психотерапевтические методы для лечения симптомов болезни. Они обратили внимание на университет, отметив, что сбои в выработке серотонина считаются первопричиной затяжного психологического деструктивного состояния.

Однако комплексное исследование специалистов ЮУрГУ показало, что основным фактором развития заболеваний является дефицит другого гормона - дофамина.

"Лабораторные исследования позволили установить, что ряд факторов, способствующих предрасположенности организма к ПТСР, связаны со сбоями в работе дофаминергической системы, что целенаправленное воздействие на неустойчивые звенья болезни теоретически может излечить ее", - об этом заявил директор Лаборатории перспективных исследований молекулярных механизмов стресса ЮУрГУ Вадим Цейликман. 

Ученые разработали так называемую «модель посттравматического стрессового расстройства, вызванного боевым стрессом», в экспериментальном исследовании возникновения стрессовых расстройств у лабораторных крыс. Они имитировали близость хищника к грызунам, которых животные обнаруживали по запаху.

По результатам эксперимента лишь у небольшого числа животных стало проявляться угнетающее поведение, и только у этих крыс были замечены сбои в системе выброса дофамина. Было обнаружено, что некоторые грызуны страдают генетическими дефектами, которые нарушают способность их организма защищаться от вредного воздействия стрессовых ситуаций.

Соответственно, некоторые люди более уязвимы, чем другие, но уязвимость можно выявить и лечить с помощью целенаправленного воздействия на дофаминергические связи, продолжил ученый.

Таргетная терапия, применяемая в настоящее время для лечения онкологических заболеваний, является технологией, которую специалист считает наиболее эффективной для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Университет уже адаптирует методику к случаям посттравматических расстройств. По словам эксперта, основные задачи заключаются в выявлении необходимых мишеней для воздействия медикаментов и фармакологических препаратов с заданными свойствами. Если принять во внимание проблемы, выявленные в наших исследованиях, эффективность лечения может быть повышена. механизмы, используемые печенью для контроля уровня дофамина в головном мозге.

По Цейликману, активность некоторых печеночных ферментативных звеньев, контролирующих концентрацию гормонов стресса, коррелирует с работой определенных отделов мозга. Кроме того, терапия должна быть комплексной и включать в себя воздействие лекарственных препаратов с психотерапией и нутритивной поддержкой организма.

Серотонин и норадреналин также имеют решающее значение для стабильной работы нервной системы, подчеркнул исследователь, поэтому не следует сосредотачиваться только на стабилизации процессов выброса дофамина.