Во времена индустриализации Европы из-за бурного роста промышленности воздух над самыми крупными городами той эпохи — Лондоном и Парижем — стал настолько грязным, что люди начали болеть гораздо больше, а умирать гораздо чаще.

Но определить истинный уровень загрязнения очень сложно: ведь таких масштабных экологических наблюдений и измерений, которые есть сейчас, в те времена не было и быть попросту не могло. И тут на помощь науке пришла культура, — а если быть совсем точными, то живопись. Об этом можно прочитать в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Дело в том, что на картинах самых популярных художников XIX века, таких как Уильям Тернер, Клод Моне, Джеймс Уистлер и других, зачастую изображался закат. А при передаче цветовых оттенков заката на картине или фотографии очень многое зависит от содержания в атмосфере так называемых взвешенных аэрозольных частиц.

Любой объект, который отражает свет, виден человеческому глазу исключительно благодаря своему контрасту с фоном. И если при этом в воздухе между наблюдателем (то есть художником или фотографом) и объектом рассеяно много взвешенных частиц, то последний на изображении или кадре будет казаться одновременно более светлым и менее контрастным.

Обычно такая картина наблюдается во время извержения вулканов, которые выбрасывают в воздух огромное количество взвешенных аэрозольных частиц при извержениях. Но ученые из США и Франции, основываясь на этом знании, специально разработали статистическую модель, которую применили к анализу картин художников-импрессионистов. 

Сначала авторы исследования, Анна Леа Олбрайт и Питер Хайберс, создали специальную меру контраста и протестировали ее на фотографиях, сделанных в прозрачных и загрязненных условиях. Затем они измерили уровень контраста в 60 картинах Тернера и 38 картинах Моне, включая многочисленные виды зданий парламента Великобритании, а также лондонских мостов Ватерлоо и Чаринг-Кросс, и изучили связь времени написания этих картин с показателем исторического загрязнения воздуха на основе выбросов диоксида серы (SO2).

С увеличением загрязнения воздуха работы Уильяма Тернера трансформировались от четких контуров к размытым, от насыщенных цветов к пастельным, от фигуративного к импрессионистскому стилю. Аналогичные изменения были замечены на картинах «лондонской серии» Клода Моне. Кроме того, та же самая модель, основываясь на анализе уровня загрязнения воздуха в Париже, довольно точно предсказала уровень контраста в картинах Гюстава Кайботта, Камиля Писсарро и Берты Моризо.