О новом взгляде на гипотезу "ядерной зимы", пишет Naked Science.

Впервые подтвердить гипотезу расчетами попытались советские ученые в начале 1980-х годов. Модель называлась «Гея». Она была основана на упрощенных моделях атмосферы на том простом основании, что в то время не существовало достаточно производительных компьютеров. Например, в модели рассматривались только узкие столбы восходящего воздуха, не учитывалось их перемешивание с окружающими столбами.

Более сильным аргументом в пользу гипотезы "ядерной зимы" служило предположение, что при многочисленных ядерных взрывах и больших очагах горения в воздух поднимется много сажи, которая достигнет стратосферы и создаст плохо проницаемый для света слой. Аналогом такого положения в 80-х годах предложили считать одновременное горение в зоне теплого климата ста нефтяных скважин на протяжении нескольких месяцев.

В 1991 году Саддам Хусейн отдал приказ о поджоге 600 нефтяных скважин. Они горели восемь месяцев. "Ядерной зимы" не случилось: дым не поднялся выше шести километров и был осажден в океан атмосферными осадками.

После столь ошеломительного опровержения гипотезы, до нулевых годов в научном мире никто не упоминал о "ядерной зиме". Однако из публичного поля гипотеза окончательно не исчезла. Ответ на вопрос, почему так произошло, дал физик Фримен Дайсон.

«Это [гипотеза ядерной зимы] абсолютно отвратительно сделанное научное исследование, но я считаю, что исправить ситуацию публично невозможно… Кто захочет, чтобы его объявили сторонником атомной войны»? - сказал он.