Перед толчками в Турции и Сирии люди видели в небе голубое свечение, пишет РИА Новости.

Перед землетрясением в Турции и Сирии в небе свидетели наблюдали голубую вспышку. Одно из объяснений — пьезоэлектрический эффект.

"Когда кристаллическое вещество деформируется, в нем генерируются электрические поля. В обычной ситуации у каждого кристалла — своя направленность этого поля, а их сумма стремится к нулю. Но при внешнем воздействии напряженности складываются и возникают поля колоссальной силы", — говорит главный научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Сергей Пулинец.

В обычное время напряженность электрического поля у поверхности Земли — 100-150 вольт на метр. Перед землетрясением она может увеличиться на порядок. Воздушные электрические разряды создают свечение, похожее на полярное сияние.

"Свечение вызывает возбуждение атмосферных газов. Электроны переходят на более высокий энергетический уровень, а когда возвращаются обратно, испускают волну света. Цвет излучения определяется длиной волны, то есть разницей между энергетическими уровнями", — объясняет Пулинец.

Другой фактор, вызывающий свечение в атмосфере — ионизация воздуха, связанная и с увеличением электрических потенциалов, и с высвобождением в зоне разлома подземных газов.

"В земной коре много различных газов. При нарушении целостности литосферы они выходят на поверхность. Там всегда есть благородные газы, в том числе радиоактивный радон. При распаде он выделяет альфа-частицы очень высокой энергии, усиливающие ионизацию", — говорит ученый.

Атмосферные явления возникают за несколько секунд до начала сейсмических явлений, когда уже поздно предупреждать население. Однако, считают российские ученые, световые и другие явления все же можно использовать для предсказывания землетрясений. Сергей Пулинец с коллегами разработали модель, позволяющую это делать на основе нескольких факторов, сопровождающих землетрясения. И во-первых — по увеличению концентрации в воздухе радона. Во-вторых — по тепловым аномалиям. В-третьих — по ионосферным аномалиям. И наконец — по резкому снижению влажности воздуха перед землетрясением. Перед землетрясением 6 февраля влажность воздуха резко упала со 100 до 35 % за несколько часов.